Оценка эффективности обучения

Источник: smart-edu.com

Конечная цель любого тренингового процесса – повышение эффективности и производительности организации заказчика. Процесс оценки способствует определению того, насколько достигнута эта цель. В целом, процесс оценки предполагает реализацию двух тесно взаимосвязанных задач:

  1. Установить, способствовал ли тренинг совершенствованию знаний, навыков и установок
  2. Установить, осуществлялась ли реализация тренинга должным образом

Качество большинства услуг может быть определено посредством сопоставления целей и конечного результата. В отношении тренинга это проблема представляется гораздо более трудноразрешимой по ряду причин:

  • Сложнее измерить показатели планируемых тренинговых мероприятий
  • Результаты тренинга (успех/провал) являются отсроченными во времени

Достаточно трудно различить влияние непосредственно тренинга от влияния других факторов: предыдущие тренинги, профессиональный опыт, установки по отношению к тренеру.

Процесс оценки должен быть реализован на всех этапах тренингового процесса: от исследования потребности в тренинге до завершения тренинговой программы.

Основные элементы тренингового процесса, на которые должна быть направлена оценка в первую очередь, это: цели, содержание, методы, ресурсы, оборудование, организационные условия, продолжительность, соотносимость с практической деятельностью, тренер, руководитель программы, затраты и т.д.

Четыре уровня оценочного критерия (Kirkpatrick):

  1. Обратная связь со стороны участников: мнение участников в отношении материалов, оборудования, методов, содержания, компетентности тренера и т.д.
  2. Объем освоенных: ЗУН, компетенций, позитивных установок.
  3. Пост-тренинговое поведение: изменения в профессиональной активности, совершенствование профессиональной деятельности, повышение эффективности.
  4. Конкретные результаты: сокращение издержек, повышение производительности труда.

Четыре оценочных фазы (Warr, Bird и Rackham):

1. Оценка контекста: получение и использование оперативной информации относительно потребностей в тренинге и целей.

Цели могут быть представлены в рамках трех категорий:

  • Незамедлительные: навыки, знания и установки, которые должны быть освоены в рамках тренинга
  • Промежуточные: изменения в профессиональной активности
  • Конечные: долгосрочные изменения в рамках всей организации

2. Первоначальная оценка: первоначальные решения относительно различных варрантов разработки тренинга (размер, тренера, методы, средства, организация)

3. Оценка реакции: мнение участников о тренинге 4. Оценка результата: какие очевидные изменения наблюдаются с течением времени? Не будучи исчерпывающими, ключевые вопросы, которые должны быть заданы лицами, ответственными за реализацию каждого уровня оценки представлены ниже:

Оценка контекста

  • Что должно быть изменено?
  • Является ли тренинг наилучшим решением?
  • Верно ли установлены цели?
  • Является ли анализ потребностей в тренинге исчерпывающим?
  • Являются ли цели четкими, достижимыми и измеримыми?
  • Какие способы доступны для измерения незамедлительных, промежуточных и конечных целей?

Первоначальная оценка

  • Какие наиболее эффективные процедуры, применимые для достижения желаемых изменений?
  • Какой должна быть продолжительность тренинга?
  • Каковы сильные и слабые стороны различных тренинговых методов?
  • Каковы результаты от сходных сессий?
  • Является ли необходимым внешнее обучение?
  • Каким должно быть содержание программы, и почему?
  • Отражает ли содержание цели тренинга?

Оценка реакции

  • Каково мнение участников о тренинге?
  • Есть ли необходимость проводить финальный тест по окончанию тренинговой программы?
  • Есть ли да, должен ли он быть анонимным?
  • Необходимо ли проводить оценку по каждой сессии или только по окончанию всего тренинга?
  • Должна ли оценка производиться на основе какой-либо шкалы или опросника?
  • Должны ли ответы быть преобразованы в численную шкалу для произведения сравнений?
  • Каким должно быть содержание оценочного анализа?
  • Должны ли результаты быть сообщены менеджеру программы в интересах дальнейших улучшений?

Оценка результата

Незамедлительные:

  • Какие изменения произошли в отношении знаний, навыков и установок?
  • Каков наилучший способ измерения изменений?

Промежуточные:

  • Какие изменения произошли в отношении профессиональной активности?
  • Каковы свидетельства того, что позитивные изменения произошли именно в результате тренинга?

Конечные:

  • Каким образом совершенствование профессиональной активности способствует развитию организации?
  • Каково было оказано влияние на общую эффективность?

Тем не менее, зачастую оценка тренинговой программы реализуется достаточно формально и характеризуется недостатком объективного критерия или специфических процедур оценки.

Кроме этого, необходимо совершенствовать методы пост-тренинговой оценки для того, чтобы, в первую очередь, определить, каким образом применяются полученные в рамках тренинга знания, и адаптировать некоторые модули и темы сравнительного непрерывного обучения.

Возможно Вас заинтересуют:

Оставьте первый комментарий

Запишитесь на курсы

Узнавайте о самых полезных статьях первыми! Подпишитесь на нашу рассылку!

X

7 популярных статей на сегодня